Неточные совпадения
— Я думаю, — сказал Константин, — что никакая деятельность не может быть прочна, если она не имеет
основы в личном интересе. Это общая истина, философская, — сказал он, с решительностью повторяя слово философская, как будто желая показать, что он тоже имеет право, как и всякий, говорить о
философии.
Но слова о ничтожестве человека пред грозной силой природы, пред законом смерти не портили настроение Самгина, он знал, что эти слова меньше всего мешают жить их авторам, если авторы физически здоровы. Он знал, что Артур Шопенгауэр, прожив 72 года и доказав, что пессимизм есть
основа религиозного настроения, умер в счастливом убеждении, что его не очень веселая
философия о мире, как «призраке мозга», является «лучшим созданием XIX века».
Все эти свойства России были положены в
основу славянофильской
философии истории и славянофильских общественных идеалов.
Проблема времени, парадокс времени лежит в
основе эсхатологической
философии истории.
Но его учение о свободе, положенное в
основу его
философии и его богословия, возможно было только после учения об автономии, о свободе духа Канта и немецкого идеализма.
Религия и мистика есть корень
философии, ее жизненная
основа.
Не только
философия и гносеология, но и сама наука снизу преодолевает множество идолов и божков и расшатывает те общепринятые
основы знания, которыми наивно питалась материалистическая и позитивистическая
философия.
Риккерт кладет в
основу своей
философии ценностью, которой окончательно заменяет бытие.
Не должна ли открыть
философия будущего, что в
основе знания и в
основе веры лежит одна и та же интуиция, непосредственное восприятие вещей, «обличение вещей невидимых»?
Идея Логоса была уже сознана греческой
философией, соединилась с ветхозаветными чаяниями Мессии и стала
основой христианской метафизики.
В
основе «
философии свободы» лежит деление на два типа мироощущения и мироотношения — мистический и магический. Мистика пребывает в сфере свободы, в ней — трансцендентный прорыв из необходимости естества в свободу божественной жизни. Магия еще пребывает в сфере необходимости, не выходит из заколдованности естества. Путь магический во всех областях легко становится путем человекобожеским. Путь же мистический должен быть путем богочеловеческим.
Философия свободы есть
философия богочеловечества.
И убеждал себя в противном. Ему трудно было говорить с ней ещё и потому, что она почти не знала даже азбуки общепринятых взглядов. Нужно было начинать с
основ, и её настойчивые вопросы: почему? зачем? — постоянно заводили его в дебри отвлечённостей, где она уже совершенно не понимала ничего. Однажды, утомлённая его противоречиями, она изложила ему свою
философию в таких словах...
Таковы были
основы его
философии, и он сумел провести их в жизнь подведомственного ему «отделения».
Притязание неокантианцев на всецелое порождение мышлением объекта мысли (reiner Ursprung [Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из основных понятий в
философии Г. Когена, обозначающее тот или иной исходный элемент, на
основе которого формируется все достояние мышления.
Лишь при исследовании «научных» вопросов
философии, т. е. того, что лежит еще за пределами самого философствования, может казаться, что философствование автономно и независимо от всякой внефилософской окачествованности; в
основе же всегда окажется метафизическая предпосылка, представляющая собой лишь выражение интуитивного мироощущения.
Поэтому-то
философия не исходит из догматов веры, но приходит к ним как подразумеваемым и необходимым
основам философствования [Ср. определение взаимоотношения между верой и «наукой» (под которой он разумеет, в первую очередь,
философию) у Шеллинга: «Вера не должна быть представляема как необоснованное знание; наоборот, следует сказать, что она есть самая обоснованная, ибо она одна имеет то, в чем побеждено всякое сомнение, нечто столь абсолютно позитивное, что отрезывается всякий дальнейший переход к другому.
Народ-художник, умным очам которого открылась нетленная красота тела, не мог окончательно проклясть и осудить тело, а Платон был слишком сыном своего народа и его религии, чтобы совершить такую измену национальному гению эллинства, — он, который умное видение этого мира положил в
основу своей
философии.
Самого Платона от этого дурного, буддийского аскетизма спасала не только его собственная эротическая
философия, в
основе которой лежал, конечно, глубокий жизненный опыт, но и светлое небо греческой религии, в которой, при всей ее ограниченности, вообще свойственной политеизму, была, однако, глубоко почувствована святость тела.
Философии тоже не чуждо своеобразное логическое мифотворчество, и в
основе действительно оригинальных, творческих философских систем всегда лежит — horribile dectu [Страшно произнести (лат.).] — философский миф.
Это есть один и тот же акт, ибо тем самым, что создается Земля, ей уже противостоит, являясь умопостигаемой
основой творения, его «архетипом» [Прообраз, идея — термин позднеантичной
философии, введенный в обращение Филоном Александрийским; позднее использован К. Юнгом в психоаналитической психологии.], Небо.
Возвращаясь к нашей исходной проблеме — возможна ли религиозная
философия и как она возможна, — мы должны настойчиво указать, что если действительно в
основе философствования лежит некое «умное ведение», непосредственное, мистически-интуитивное постижение
основ бытия, другими словами, своеобразный философский миф, хотя и не имеющий яркости и красочности религиозного, то всякая подлинная
философия мифична и постольку религиозна, и потому невозможна иррелигиозная, «независимая», «чистая»
философия.
В
основе подлинного философствования лежит особого рода откровение, «умное видение» идей, как это навсегда возвещено о
философии Платоном.
Догмат нарушает, вернее, не считается с основным требованием логической дискурсии (с такой отчетливостью формулированным Г. Когеном), именно с непрерывностью в мышлении (Kontinuität des Denkens), которая опирается на порождении им своего объекта (reiner Ursprung [Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из основных понятий в
философии Г. Когена, обозначающее тот или иной исходный элемент, на
основе которого формируется все достояние мышления.
Ибо если вообще
философия, сколь бы ни казалась она критичной, в
основе своей мифична или догматична, то не может быть никаких оснований принципиально отклонять и определенную религиозно-догматическую
философию, и все возражения основаны на предрассудке о мнимой «чистоте» и «независимости»
философии от предпосылок внефилософского характера, составляющих, однако, истинные темы или мотивы философских систем.
Будучи прагматичной, наука психологична в своем естестве, вся она есть, огромный психологизм, хотя и имеющий
основу в объективной сущности вещей [Ср. характеристику науки в главе о «хозяйственной природе науки» в моей «
Философии хозяйства».].
Мысль рождается не из пустоты самопорождения, ибо человек не Бог и ничего сотворить не может, она рефлектируется из массы переживаний, из опыта, который есть отнюдь не свободно полагаемый, но принудительно данный объект мысли [Эту мысль С. Н. Булгаков впоследствии развил в своей работе «Трагедия
философии» (1920–1921), о которой писал в предисловии: «Внутренняя тема ее — общая и с более ранними моими работами (в частности, «Свет невечерний») — о природе отношений между
философией и религией, или о религиозно-интуитивных отношенях между
философией и религией, или о религиозно-интуитивных
основах всякого философствования.
Если иметь в виду эту аксиоматическую или мифическую
основу философствования, то
философию можно назвать критической или идеологической мифологией, и излагать историю
философии надо не как историю саморазвития понятия (по Гегелю), но как историю религиозного самосознания, поскольку оно отражается в критической идеологии.
Эта проблема вполне аналогична проблеме Эккегарта (знакомство с которым определенно чувствуется в соответствующих учениях Беме) [Schwarz (1. с., 553) даже называет Беме, конечно, преувеличенно, «ein Neuschöpfer und geistiger Vollender der Gedanken Eckeharts»127.], именно о возникновении в первоначальном, чистом Ничто одновременно и Бога и мира, или о теологическом «reiner Ursprung» [Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из основных понятий в
философии Г. Когена, обозначающее тот или иной исходный элемент, на
основе которого формируется все достояние мышления.
Философия, которая кладет в свою
основу понятие бытия, есть натуралистическая метафизика.
На почве платонизма возникает социальная
философия, которая видит в необходимых закономерностях идеальные
основы общества.
Впрочем
философия истории всегда в известном смысле есть теология истории и всегда имеет сознательно или бессознательно религиозную
основу.
Философия и есть самопознание человеком его царственной и творческой роли в космосе [Русская
философия,
основы которой были положены в славянофильстве, не может быть еще названа творчески-активной, антропологической
философией.
Наука в своих
основах и принципах, в своих корнях и вершинах может зависеть от
философии, но никак не наоборот.
— Опять-таки не так, Марья Михайловна. Моя
философия остается одна и та же.
Основ я не разрушаю. Ни семейства, ни общества не могут обойтись без того, чтоб не пели им"Исайя, ликуй". Но я повторю еще раз и буду вам тысячу раз повторять, что есть такие условия, в которых замужество для женщины есть величайшее из всех безобразий.
Эти дисциплинирующие
основы народной жизни не могут быть даны отвлеченной
философией или отвлеченной моралью.
Церковное учение дало основной смысл жизни людей в том, что человек имеет право на блаженную жизнь и что блаженство это достигается не усилиями человека, а чем-то внешним, и это миросозерцание и стало
основой всей нашей науки и
философии.